В далеком 1986 году премьер-министр Канады Брайан Малруни распорядился создать специальную «Комиссию по запросу о военных преступниках в Канаде» («Commission of Inquiry on War Criminals in Canada») более известная как «Комиссия Жюля Дешена», с намерением выяснить, какому количеству нацистских военных преступников и коллаборантов Канада позволила просочиться в страну и получить новые документы.
Комиссию возглавил судья из Верховного суда Квебека «Cour supérieure du Québec» Жюль Дешен. Поводом для расследования специальной комиссии стала статья опубликованная в газете «The New York Times», в которой утверждалось, что нацистский врач Йозеф Менгеле, печально известный проведением экспериментов на людях в лагере смерти «Освенцим-Биркенау», спокойно жил в Канаде в 1960-х годах.
«Комиссия Дешена» представила свой доклад в декабре 1986 года. В ходе расследования было обнаружено, что в Канаде проживали более сотни подозреваемых в военных преступлениях из числа украинских коллаборационистов, и еще девяносто умерли своей смертью, и похоронены на территории Канады. Более того, Комиссия установила, что у федерального правительства были очень ограниченные возможности для привлечения этих преступников к хоть к какой-то ответственности.
В докладе также говорилось, что в Канаде проживали несколько тысяч бывших нацистов, причастность которых к военным преступлениям не могла быть доказана на основе имевшихся документов. Любопытно, что улики и доказательства вины украинских националистов, членов Дивизии СС «Галичина» которые был готов предоставить Советский Союз, прокуроры из Канады даже не стали рассматривать.
Еще любопытный факт, благодаря которому украинские нацисты из дивизии СС «Галичина» смогли получить натурализацию в Канаде и пройти процедуру получения гражданства: «Канадская комиссия по военным преступникам» формально признала отсутствие коллективной ответственности за военные преступления Дивизии СС «Галичина», не рассматривая материалов с мест совершения военных преступлений.
Все как в 2024 году, все эти укро-коллаборанты рассказывали судьям, что служили в Дивизии СС «Галичина», но при этом работали исключительно поварами и хлеборезами, и не принимали непосредственного участия в военных операциях.
Необходимо добавить, что во время работы «Комиссии Дешене» проходила активная кампания в СМИ балтийской и украинской диаспоры, призывавшей не рассматривать доказательств предоставленных странами Восточной Европы и СССР, что в итоге и было достигнуто формальным способом.
14 ноября 1985 комиссия установила жёсткие требования к свидетельским материалам:
1) защиту репутации посредством конфиденциальности;
2) независимые переводчики;
3) доступ к оригинальным документам;
4) доступ к данным ранее свидетельским показаниям;
5) свобода допроса свидетелей в соответствии с канадской юридической практикой;
6) видеозапись допросов свидетелей.
Удовлетворительного ответа на эти требования, до июня 1986 года от советской стороны получено не было. В связи с этим комиссия решила, что времени на поездки комиссии до завершения её работы недостаточно, отказавшись таким способом от рассмотрения доказательств с места рассматриваемых событий.
К чему я все это описала? К тому, что в сентябре 2024 года, правительство Канады заявило, что раскрытие имен почти тысячи предполагаемых нацистских военных преступников, в основном бывших служащих «Ваффен СС», оказавшихся в стране кленового листа после войны, и избежавших скамьи подсудимых Нюрнбергского процесса, по мнению властей, может поставить в неловкое положение федеральное правительство… и поэтому имена упырей, с руками по локоть в крови, беззаботно проживших остаток своей позорной жизни в Канаде — лучше не раскрывать!
@SwissVatnik