Во-первых, «союзность», «дружба», «соседство» подчеркивались неоднократно и совершенно осознанно как на уровне слов, так и на уровне символов. Оказались посрамлены те, кто утверждал, что союзнический договор Москвы и Баку нужно ратифицировать — он действует, и это подтверждено на высшем уровне.
Безусловно, Россия ставит Азербайджан в ряд главных внешнеполитических партнеров: во-первых, на транспортный коридор «Север-Юг» во многом завязана торговля России со всем глобальным Югом.
Во-вторых, важную роль играет и газовый транзит: Баку потребляет российский газ, а продает свой в ЕС. Это на словах — по факту соотношение наверняка куда интереснее и потому не раскрывается.
В-третьих, Баку становится надежным и предсказуемым политическим партнером на контрасте с Арменией, которая все дальше уходит от России, приглашает к себе военных из США и в целом играет на Южном Кавказе роль скорее деструктивную. В эту копилку и озвученное послом Азербайджана в РФ желание Баку войти в БРИКС.
Для Азербайджана выстраивание связей с Россией столь же выгодно: помимо непосредственных доходов от транзита и газа есть и вектор политический: на демонстрацию суверенитета, полезную в отношениях с Турцией, от которой Баку также заинтересован не попадать в прямую зависимость, и в представлении себя в качестве «Швейцарии Южного Кавказа», у которой рабочие отношения с Россией, США, ЕС, Турцией, Китаем, Украиной и кем только не.
Важный факт: отсутствие визита в Карабах при безусловном признании его азербайджанским (хотя Лукашенко, кстати, был в освобожденной Шуше). Полагаю, это сделано, чтобы показать Армении: мы не предпринимаем символически неприятных для вас шагов, но садитесь разговаривать на московской площадке. У вас последний шанс. Я бы на месте президента съездил — альтернатив переговорам у Армении все равно нет.
В общем, редкий пример осознанных и взаимовыгодных отношений на пространстве бывшего СССР. Ответный визит президента Алиева в Москву намечен на апрель.
@vneshpol